Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

Дата: 20 ноября 2017 в 15:01
Автор: Котова Н. Я.

Методическая разработка урока русского языка

в 6-м классе

Тема:

Буквы ч и щ в суффиксах имен существительных–чик- и –щик-

Государственное учреждение образования

«Смолицкий учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

Комарова Валентина Ивановна

Учитель русского языка и русской литературы

Учитель высшей  категории

2017

Цель: создание условий для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использование полученных знаний на практике.

Задачи:обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению правописания суффиксов имен существительных – чик- -щик- и первичному закреплению знаний по данной теме.

Развивающие: способствовать развитию навыков правильного написания суффиксов – чик-, -щик-; развитию умений обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию у уч-ся интереса к той или иной профессии.

Оборудование: практический материал, ключи, словарь, орфографические тренажеры.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания

1. Проверка правильности выполнения домашнего упражнения

2. Выполнение задания в тетради-тренажере по орфографии. Стр.27,

 вариант 3. Вставьте буквы е или и. Проверка выполнения задания.

III. Целеполагание и мотивация.

Сегодня на уроке мы будем говорить о суффиксах имен существительных –чик-,

-щик-. Определите  свои задачи на урок.

Объяснение нового материала будет идти под девизом: «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Учащиеся записывают тему урока и его девиз.

IY. Изучение новой темы.

  1. Задание записано на доске: от существительных и глаголов образовать существительные м помощью суффикса – чик-  и разобрать их по составу.

Переплёт – переплётчик; доклад – докладчик; грузить – грузчик; разносить – разносчик; перебежать – перебежчик.

  • Какие корневые согласные стоят перед суффиксом – чик-?
  • Подчеркните  и запишите их рядом с существительным.
  • Когда в суффиксах–чик-, -щик- пишется буква ч?
  1. Работа с орфографическими тренажерами. Учащиеся самостоятельно знакомятся  правилом правописания суффиксов –чик-, -щик-.

Y. Практическое применение знаний и умений

  1. Работа  учебником.

Выполнение упражнения 288. Запишите имена существительные в два столбика:

  1. с суффиксом – чик-;
  2. с суффиксом – щик-;

Учащимся предлагается самим создать свой способ запоминания данной орфограммы (табличку, схему, рисунок).

  1. Учащимся предлагается текст на карточках «Профессия и специальность»

Близкие по значению и употреблению слова «профессия»  и «специальность» имеют отличительные черты.

Профессия – это род занятий, определенная форма трудовой деятельности. Специальность – это отдельная отрасль науки, техники, производства, в которой человек работает.

Люди одной профессии могут иметь разные специальности. Она врач по профессии, хирург по специальности. Он по профессии строитель, по специальности может быть бетонщиком, арматурщиком, сварщиком, каменщиком.

Задания: выписать из текста существительные с суффиксом – щик-;

Ответить на вопрос: «Когда в суффиксах–чик-, -щик-  пишется буква щ?»

 Физкультминутка

  1. Работа  учебником.Выполнение упражнения 289. Выписать существительные с суффиксами–чик-, -щик. Устно подобрать к ним проверочные слова.
  2. Пользуясь образцом рассуждения, объяснить условия выбора букв ч, щ.

Образец  рассуждения. Применяя данное правило, рассуждайте так: слово смазчик, образовано от глагола смазывать, перед суффиксом есть буква з. Значит, в суффиксе надо писать букву ч. Слово спорщик образовано от глагола спорить, перед суффиксом нет букв д, т, з, м, ж. Значит в этом слове надо писать букву щ.

  1.  Выполнение упражнений по группам:

(учащиеся могут самостоятельно выбрать упражнение)

1) Упражнение «Знаешь ли ты профессии…»

Сочетания слов заменить одним словом–синонимом:

а) лётчик, управляющий вертолетом;

б) типографский рабочий, делающий переплеты у книг;

в) военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике;

г) специалист по электросварке;

д) специалист по типографскому набору;

е) человек, работающий на кране;

ё) мастер, занимающийся натачиванием чего-нибудь;

ж) специалист по бетонным работам.

2) Упражнение (работа с текстом)

Озаглавьте текст. Вставьте существительные, называющие лиц по профессии. Каким способом они образованы?

Где только не строят в нашей стране! Строитель – очень почетная профессия. Собственно, это не одна, а много разных профессий.

Чтобы построить большой дом, укладывают немало камня и кирпича.

Это делают ___________________ . Нужно установить арматуру. Эту работу выполняют _______________ .

Надо сварить металлические части. Этим занимаются ____________ .

Долго пришлось бы перечислять всех, кто возводит прекрасные современные дома.

Этимологическая страничка (работа м толковым словарем).

Арматура (лат) – вооружение, снаряжение.

Самостоятельная работа

Подчеркнуть букву, которую необходимо вставить в слово.

Заказ(ч, щ)ик, подпис(ч, щ)ик, гардероб(ч, щ)ик, афальт(ч, щ)ик, ответ(ч, щ)ик, отгад(ч, щ)ик, перебеж(ч, щ), прогуль(ч, щ)ик. (Проверка по ключу).

Игра «Кто больше?»

Запишите имена существительные – названия лиц по роду их занятий или профессии, образованные м помощью суффиксов.

- арь-                        -ник-                         -щик-

Образец:                  токарь                       проводник                           каменщик

                                   аптекарь                   защитник                              приемщик

                                   библиотекарь          работник                              дрессировщик

 и т.д.

YI.  Контроль знаний и умений.    Тест

В каких существительных нужно вставить букву ч?

1) великолепный рассказ…  ик;

2) умелый паяль...  ик;

3) опытный стеколь…ик;

4) талантливый рез…ик;

5) удивительный спор…ик;

6) поразительный выдум…ик;

7) нужный кровель…ик;

8) прекрасный барабан…ик;

9) молодой разнос…ик;

10) великолепный аппарат…ик.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Дифференцированное домашнее задание

1. Правило, упр. 289 (2);

2. Правило, упр. 286;

3. Написать сочинение-миниатюру о профессии: «Ели бы исчезла профессия шофера…»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.