Методическая разработка урока русского языка
в 6-м классе
Тема:
Буквы ч и щ в суффиксах имен существительных–чик- и –щик-
Государственное учреждение образования
«Смолицкий учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
Комарова Валентина Ивановна
Учитель русского языка и русской литературы
Учитель высшей категории
2017
Цель: создание условий для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использование полученных знаний на практике.
Задачи:обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению правописания суффиксов имен существительных – чик- -щик- и первичному закреплению знаний по данной теме.
Развивающие: способствовать развитию навыков правильного написания суффиксов – чик-, -щик-; развитию умений обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию у уч-ся интереса к той или иной профессии.
Оборудование: практический материал, ключи, словарь, орфографические тренажеры.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания
1. Проверка правильности выполнения домашнего упражнения
2. Выполнение задания в тетради-тренажере по орфографии. Стр.27,
вариант 3. Вставьте буквы е или и. Проверка выполнения задания.
III. Целеполагание и мотивация.
Сегодня на уроке мы будем говорить о суффиксах имен существительных –чик-,
-щик-. Определите свои задачи на урок.
Объяснение нового материала будет идти под девизом: «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Учащиеся записывают тему урока и его девиз.
IY. Изучение новой темы.
- Задание записано на доске: от существительных и глаголов образовать существительные м помощью суффикса – чик- и разобрать их по составу.
Переплёт – переплётчик; доклад – докладчик; грузить – грузчик; разносить – разносчик; перебежать – перебежчик.
- Какие корневые согласные стоят перед суффиксом – чик-?
- Подчеркните и запишите их рядом с существительным.
- Когда в суффиксах–чик-, -щик- пишется буква ч?
- Работа с орфографическими тренажерами. Учащиеся самостоятельно знакомятся правилом правописания суффиксов –чик-, -щик-.
Y. Практическое применение знаний и умений
- Работа учебником.
Выполнение упражнения 288. Запишите имена существительные в два столбика:
- с суффиксом – чик-;
- с суффиксом – щик-;
Учащимся предлагается самим создать свой способ запоминания данной орфограммы (табличку, схему, рисунок).
- Учащимся предлагается текст на карточках «Профессия и специальность»
Близкие по значению и употреблению слова «профессия» и «специальность» имеют отличительные черты.
Профессия – это род занятий, определенная форма трудовой деятельности. Специальность – это отдельная отрасль науки, техники, производства, в которой человек работает.
Люди одной профессии могут иметь разные специальности. Она врач по профессии, хирург по специальности. Он по профессии строитель, по специальности может быть бетонщиком, арматурщиком, сварщиком, каменщиком.
Задания: выписать из текста существительные с суффиксом – щик-;
Ответить на вопрос: «Когда в суффиксах–чик-, -щик- пишется буква щ?»
Физкультминутка
- Работа учебником.Выполнение упражнения 289. Выписать существительные с суффиксами–чик-, -щик. Устно подобрать к ним проверочные слова.
- Пользуясь образцом рассуждения, объяснить условия выбора букв ч, щ.
Образец рассуждения. Применяя данное правило, рассуждайте так: слово смазчик, образовано от глагола смазывать, перед суффиксом есть буква з. Значит, в суффиксе надо писать букву ч. Слово спорщик образовано от глагола спорить, перед суффиксом нет букв д, т, з, м, ж. Значит в этом слове надо писать букву щ.
- Выполнение упражнений по группам:
(учащиеся могут самостоятельно выбрать упражнение)
1) Упражнение «Знаешь ли ты профессии…»
Сочетания слов заменить одним словом–синонимом:
а) лётчик, управляющий вертолетом;
б) типографский рабочий, делающий переплеты у книг;
в) военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике;
г) специалист по электросварке;
д) специалист по типографскому набору;
е) человек, работающий на кране;
ё) мастер, занимающийся натачиванием чего-нибудь;
ж) специалист по бетонным работам.
2) Упражнение (работа с текстом)
Озаглавьте текст. Вставьте существительные, называющие лиц по профессии. Каким способом они образованы?
Где только не строят в нашей стране! Строитель – очень почетная профессия. Собственно, это не одна, а много разных профессий.
Чтобы построить большой дом, укладывают немало камня и кирпича.
Это делают ___________________ . Нужно установить арматуру. Эту работу выполняют _______________ .
Надо сварить металлические части. Этим занимаются ____________ .
Долго пришлось бы перечислять всех, кто возводит прекрасные современные дома.
Этимологическая страничка (работа м толковым словарем).
Арматура (лат) – вооружение, снаряжение.
Самостоятельная работа
Подчеркнуть букву, которую необходимо вставить в слово.
Заказ(ч, щ)ик, подпис(ч, щ)ик, гардероб(ч, щ)ик, афальт(ч, щ)ик, ответ(ч, щ)ик, отгад(ч, щ)ик, перебеж(ч, щ), прогуль(ч, щ)ик. (Проверка по ключу).
Игра «Кто больше?»
Запишите имена существительные – названия лиц по роду их занятий или профессии, образованные м помощью суффиксов.
- арь- -ник- -щик-
Образец: токарь проводник каменщик
аптекарь защитник приемщик
библиотекарь работник дрессировщик
и т.д.
YI. Контроль знаний и умений. Тест
В каких существительных нужно вставить букву ч?
1) великолепный рассказ… ик;
2) умелый паяль... ик;
3) опытный стеколь…ик;
4) талантливый рез…ик;
5) удивительный спор…ик;
6) поразительный выдум…ик;
7) нужный кровель…ик;
8) прекрасный барабан…ик;
9) молодой разнос…ик;
10) великолепный аппарат…ик.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Дифференцированное домашнее задание
1. Правило, упр. 289 (2);
2. Правило, упр. 286;
3. Написать сочинение-миниатюру о профессии: «Ели бы исчезла профессия шофера…»